Новый стиль в гармонии культивировали не только итальянцы, В трактате „Принципы аккомпанемента" Ж. А. д’Англьбера приведена классификация всевозможных интервалов: простых, увеличенных, уменьшенных (среди последних-уменьшенная секунда, уменьшенная терция, уменьшенная кварта, уменьшенная квинта и т. д. – вплоть до умень шенной октавы). Эмансипация диссонанса, новое отношение к хроматике отчетливо выражены в этом труде [см.: 203, 138-140]. В каденциях, описанных в „третьем уроке", септима, помещенная в верхнем голосе, разрешается в квинту. Д’Англьбер также допускает удвоения к тритону и секунде.  Ученик Кариссими, М. А. Шарпантье разработал правили „новой гармонии" в трактате „Правила композиции" (при мерно 1690 г.), написанном для Филиппа Орлеанского. Как мы помним, „новому" стилю в гармонии должны быть при сущи „странность и разнообразие". Именно разнообразие отстаивает в своих „Правилах" наследник итальянцев: „Разнообразие составляет самую сущность музыки… Одно разнообразие – источник всего, что в ней совершенно, тогда как единообразие – источник всяческой бесцветности и непривлекательности" [цит. по: 295, 59]. Шарпантье разрешал в своей трактате последовательность нескольких параллельных кварт или квинт, всевозможные „негармонические сочетания", диссонансы, т. е. декларировал хроматизацию вертикали.