Вальтер выстраивает классификацию „музыки": „теоретическая" „созерцает осноиу музыкальных явлений" и подразделяется на „историческую", „дидактическую" и „печатную" („знаковую"); „практическая" делится на „играемую" и „поэтическую", которая связана с понятиями „изобретать" („inventieren"), „сочинять" („aufsetzen"), „петь и играть". Именно эти слова значатся на титульном листе баховских „Инвенций", отражая риториче-скую триаду „inventio" – „elaboratio" – „elocutio"7.

Проблема „свободы" и „порядка" решается очень сложно в музыкальной культуре барокко. Ориентация барокко на нарушение канонов сопровождается тщательным отбором выразительных средств, и, напротив, соблюдение канона сопряжено со значительными отступлениями от набора музыкально-риторических клише. Мотивы „свободы" более заметны в итальянском барокко, мотивы „порядка" -в немецком. Однако здесь заметны и более сложные взаимодействия различных национальных школ. Так, римская школа отличалась сравнительным консерватизмом и сохраняла традиции „старинного стиля", а многие немецкие композиторы могли быть по праву названы ;,модернистами". Итальянское музыкальное барокко наряду с экспериментальными направлениями искало рациональное объяснение своим „инвенциям". Монтеверди собирался написать возражение Артузи,преследуя определенную цель, – „чтобы оповестить всех, что я не пишу своих сочинений наудачу".