Бегло освещен „драматический, или речитативный стиль" („stylus dramaticus sive recitativus"). Он относится к самым нрвым формам, возникшим преимущественно на основе монодии, в театральной музыке, в комедиях, трагедиях, драмах. Музыка в нем подчинена, как и в системе Скакки, слову. Последователей Кирхера – к примеру, И. Г. Буттштед- та, удивляло, что он не задумался о том, насколько речитативный стиль уместен в церкви [307, 5J].

Кирхер также описывает различные национальные стили. Их особенности он объясняет темпераментом, предрасположенностью к тем или иным аффектам, объективная основа усматривается в климате. Понятие „впечатляющего стиля" („stylus impressus") прямо выводится из учения о темпераменI тах [309, I, 545,581]. Темперамент, помноженный на климат и ландшафт, и дает национальный стиль. Описание Кирхера кажется курьезным: „Итальянцы блеют, испанцы лают, германцы ревут, как быки, поют же галлы. Этот различный у разных наций стиль в музыке происходит либо от природного гения и склонности, либо от привычки, выработанной долгим употреблением, ставшим наконец природным свойством. Германцы, в большинстве случаев рожденные под холодным небом, по складу своему серьезны, крепки, постоянны, тверды и трудолюбивы, и этим качествам соответствует их музыкальный стиль.