На первом плане в нем – виртуозные возможности клавесина, регистровые сопоставления, демонстрация новых эффектов, инструментальных приемов (см. пример 23а, б). Природный мотив – лишь повод для затейливой, искусной игры.

Объектом изображения оказывается аффект или характер, природное явление. Здесь заметна одна закономерность: композитор выбирает объект, либо допускающий возмож ность игровой ситуации, либо связанный с каким-либо движением. Вопреки утвердившемуся мнению, и французские клавесинисты часто работают не над застылой „картинкой", а тщательно живописуют движения. Вспомним причудливые

миниатюры, наполненные движением всех родов, – „Ветры" и „Вихри" Ф. Дандрие, П. К. Дакена, Ж. Ф. Рамо, связанные страдицией репрезентации движений и характеров во французской музыке.

От изображения характера и движения – один шаг к изображению целой сцены, последовательности событий. Особую традицию „инструментального театра" барокко составляет творчество мастеров южнонемецкой, богемской и австрийской школ. Вена была культурным перекрест. Приведем первый катрен „наглядного сонета" ,.Весна" Giunt’e la Primavera е festosetti La salutan gli Augei con lieto canto E i fonti alio spirar de’Zeffiretti Con dolce mormorio scorrono intanto. Пришла весна, и веселые птицы приветствуют ее счастливым пением, и под веянием зефиров струятся родники, нежно журча.