В дальнейшем влияния Фрескобальди стали повсеместными: фамильное сходство с итальянскими „инвенциями" обнаруживает органное творчество Пёрселла (см. пример 73). Аналогичные „формулы фантазий" применяют многие композиторы немецкой и других школ, ученики Фрескобальди-И. Фробергер и И. К. Керль, Д. Букстехуде и И. А. Рейнкен (пример 74а, б, в, г). Симптоматично совпадение в „Tombeau" Фробергера и „нетактированной прелюдии" Луи Куперена.

„Нетактированные прелюдии" для лютни, клавесина, гамбы составили самостоятельную традицию французской музыки XVII-начала XVIII в. Свобода их исполнения всячески подчеркивалась, существовало указание: „Можно играть прелюдии как вздумается-медленно или быстро". Однако этн „нетактированные прелюдии" не импровизировались, а сочинялись. Практика свободного, „плывущего" метра, основанная на временной релятивности, сложилась в лютневой музыке.

В рамках этой своеобразной системы, перенесенной на кла- вирное письмо, работал в XVII в.9 Луи Куперен. В „Прелюдии; в подражание господину" он взял за основу сочинение Фробер- гера „Plainte faite a Londres…" и создал любопытную версию, отказавшись от тактовой организации, определения размера и относительной величины длительности. Сильнейшей трансформации подвергалась и сама структура пьесы Фробергера-сравним начальный трехтакт немецкого мастера и его „дубль" и „белой" нетактированной прелюдии француза (см. пример 74а, б и пример 77а, б).