„Нетактированные прелюдии" свидетельствуют о существовании особой зоны музыкального искусства XVII-начала XVIII в., занимающей промежуточное положение между импровизацией и композицией. Французские „нетактированные прелюдии" вызывают аналогии с „частично контролируемой алеа

9 Характерно, что Л. Куперен был другом лютниста Бланкроше, на смерть которого он и Фробергер написали tombeau, дружил он и с другими лютнистами – Дю Фо и Дени Готье. Вероятно, Л. Куперен был лично знаком и с Фробергером [248, III].

В ряде случаев можно говорить о прелюдиях вне метра, размера и такта, в которых композиторы выходят к условному делению, противоположному, в сущности, принципам акцентности. В других случаях тактовые черты проставлены локально, „белая нотация" содержит вставки из черных нот и т. д.

Создаваемые в период зрелого барокко, нетактированные прелюдии несут на себе печать „ранней тактовой системы": в самом общем плане они вписываются в „тахеометрическую Систему без фиксированных тактовых черт" [186, 14-16]. В хоровом концерте, русском канте, на основе которых была выведена эта закономерность, „тактовый размер указывался при ключе, но тактовая черта при записи отдельных вокальных партий не выставлялась. При позднейших сведениях голосов в партитуру оказывалось, что тактовая черта часто не несла своей метри-чески акцентной функции, а была лишь разделительным знаком".