Утонченные намеки на замысловатую игру содержат многие произведения – так, Монтеверди использует слове „scherzi" в заглавии „Музыкальных шуток" в духе „остроумия". А прелестная кантата А. Скарлатти „Per un vago desire*) целиком основана на „остроумном сближении" понятот сольмизационного учения, теории аффектов и средств музьи кальной риторики. Тирсис учит Хлою мутации, и она начинает ему изменять. Неожиданный эффект в столкновении смыслов слова „mutazio" трагичен для героя. Стремяс4 отучить Хлою от измен, Тирсис демонстрирует ей сольмизя ционное правило неизменного названия- полутона („mil fa")12. Хроматизмы объясняются героем как „вздохи" всегда сопровождали полутон (отсюда старинное утверждение: M’ et fa est tota musica" – „Миифа суть вся музыка").

I степенно комментарий получает новый драматический смысл: Тирсис оплакивает свою горькую судьбу в „Lamento", основанном на музыкально-риторической фигуре вздоха („suspiratio"). Эта фигура предрешает развязку – герой умолкает с тяжелым вздохом (см. пример 43).

Теоретики остроумия разрабатывают канон символов, метафор, изобразительных мотивов и деталей. Среди них – времена года, знаки зодиака, цветы, листья, плоды и т. п. [222]. Сюда же подключаются самые разные намеки, призванные выстроить систему соответствий между „concetti".