Очень симптоматично, что итальянские музыканты Сеиченто утрачивают интерес к этой сфере гуманистических изысканий, в то время как ориентированные на средневековые схемы мышления немцы подхватывают множество идей и развивают их. В отличие от итальянцев, не слишком заботящиеся о самовыражении немецкие теоретики оказываются гораздо ближе идеалу гуманиста (вспомним всестороннюю ученость Кирхера и Кунау), многие же итальянские теоретики были, в сущности, дилетантами. Эта ситуация была подготовлена развитием теории и практики XVI в. – уже тогда многие итальянские трактаты, провозглашавшие индивидуалистические ценности, были лишены эрудиции и даже просто необходимых основ учености. Это обстоятельство также заставляет по-новому взглянуть на проблему гуманизма в музыке.

Многие немецкие теоретики эпохи барокко дают подробное истолкование чисел, напоминающее о средневековых традициях. Остановимся на систематике Андреаса Веркмай- стера („Musikalisches Send-Schreiben…", 1700; „Musikalische Рага- doxal-Discourse", 1707):

первое лицо Троицы. Не число, а „принцип чисел".