Запоздалое по сравнению с другими видами искусства открытие ренессансных идей обернулось гораздо более последовательным и радикальным осмыслением гуманистической проблематики в музыке. Музыка, как никакое иное искусство, оказалась в состоянии передавать аффектное сообщение, внушать страсть слушателю, добиваться предельной силы эмоционального воздействия. Оригинальным было и решение гуманистической проблемы возрождения античности. Музыкальное барокко стилизовало античность, активно перерабатывало культурные образцы, подчиняя их самой животрепещущей проблематике, зачастую намеренно деформировало античные идеи.

, описанные в исследовании, позволяют говорить и о моментах тождества, и о моментах различия в эстетике и поэтике. Во всех традициях сохраняется антитетичная основа. В некоторых образцах та или иная тенденция может оказаться преобладающей, однако принцип антитезы распространяет свое действие на искусство в целом, на музыкальный стиль и жанр, на организацию разных типов композиции. В самом общем плане это находит выражение в соотношении „двух поэтик музыкального барокко", в самом конкретном – отдельных музыкальных приемов и даже деталей. Барочная музыкальная антитетика согласуется с общими особенностями эпохи, которую следует определять как переломно-переходную. „Старое" и „новое" сосуществует во всех областях музыкальной культуры.