Мы останавливались на двух аллегориях, обладающих мировоззренческим, космологическим и одновременно игровым смыслом, – „мир – музыкальный инструмент", мир-театр". Аллегорический план существовал в изобразительном искусстве, поэзии, литературе, театре. В виде аллегории могли быть представлены человеческие чувства, внешние обстоятельства, добродетели, мифологические божества, герои, времена года, части света, время дня и т.д. Аллегорический характер имел музыкальный театр эпохи барокко. В этапном сочинении, положившем начало оратории Нового времени и повлиявшем на формирование оперы. Представлении о Душе и Теле" Э. Кавальери действуют аллегории Мироздания, Человеческой Жизни, Тела, Наслаждения, Разума. Аллегоричность была присуща римской оратории и опере XVII в. К аллегории тяготела „маска": «По

жанровой природу „маска", – пишет В. Д. Конен, всегда представляла собой как бы гигантскую аллегорию, воспевающую богиню Мира и Согласия, которая символизировала личность присутствующего на спектакле монарха. Аллегория Мудрости, Добродетели, Истины, Вечности и других высокоотвлеченных нравственных понятий шествовали по сцене в величественной процессии. Со временем весь церемониал разрастался и усложнялся». Это привело к появлению „антимаски" (впервые – в „Маске королев" В. Джонсона  1609 г.), которую исполняли профессиональные актеры. В ней действовали ведьмы, сатиры, чудища, звери – аллегории Тьмы и Дисгармонии.