Достаточно напряженным оказывается развитие немецкой хоральной кантаты: идеи итальянской монодии конкурируют со „старинным стилем", что создает естественную предпосылку для возникновения многочисленных жанровых гибридов. Композиции „in mixto genero" также стимулирует стилевая многоплановость либретто, основанных на хоральных источниках, отрывках из Писания, „мадригальной поэзии". Духовные концерты и другие сочинения, уподобленные позже кантатам, у предшественников Баха – И. Р. Але, А. Хаммершмидта, А. Кригера, Ф. Э. Нидта, Д. Букстехуде и др. – соединяли разные стили и жанры – от „старинного" до „театрального". В хоральных обработках хотя и наметилось несколько принципов, но не утвердилось ни одной типизированной схемы. При этом существовала объективная тенден ция к стабилизации, возникшая в XVIII в. в связи с „реформой Ноймайстера".

Баховский синтез в хоральных кантатах определяется взаимодействием мотета, арии и концерта. Островки „старинного мотета" присутствуют в кантатах № 2, 4, 21, 38, 64, 108, 121, 182. Полифоническое письмо подчинено также идеям „концертирования" и „связанного церковного стиля" во всех его проявлениях – от „simplice stile" до „фуги на хорал". Многозначна трактовка самого хорала: он выполняет драматическую, логически обобщающую, ассоциативную функции [118]. Во многом это определяется особенностями словесного текста, а также гибкостью самого жанра, его „сиюминут« ностью".