Подобное механическое применение принципа антитезы чревато утратой композиционной целостности. Но> само обращение к идее числового контроля – свидетельство I осознаваемой силы антитетичной организации и одновремен- I но – стремления завоевывать и упорядочивать необъятные временные протяженности. В произведениях И. С. Баха идеи „числовой композиции" находят гармоничное претворение:

например, в „концертирующих мотетах" „Singet dem Herrn", „der Geist hilft", „Кошт, Jesu, komm" число 2 управляет формой, фактурой, тематическим развитием; число 3 лежит в основе композиции мотета „Lobet den Herren, alle Heiden". Другое средство организации в „новых", ориентированных на „свободу", жанрах – симметрия. Знаменитая „Жалоба нимфы" из VIII книги мадригалов (1638) Монтеверди написана в форме обрамления: 1 раздел „Non habea Feba апсога", кото-

рый исполняет терцет (два тенора и бас), корреспондирует с заключительным – „Si tra sdegnosi", использующим тот же состав; в центре – собственно lamento „Amor" – к мужским голосам присоединяется сопрано. Принцип симметрии используется Монтеверди во многих других случаях. Например, в сочетании с вариационностью и рондообразностью (или концертностью) он обнаруживается в Прологе к „Орфею", а

также в сцене Сенеки с домочадцами в „Коронации Поппеи". Среди жанров, на которые распространяется принцип симметрии, – оратория.