Барокко создало две поэтики: учение о музыкальной композиции („musica poetica") и учение о пафосе („musica pathetica"). Эти две поэтики, две „музыки" – „поэтическая" и „патетическая" – дополняют друг друга, они соотносятся по барочному закону антитезыи Идея „порядка", рационального контроля, таким образом оказывается главенствующей в культуре барокко. „Музыкальный порядок" – причисление того или иного текста к

классу явлений, зафиксированных в „поэтиках антитезыЩ Актуализация „музыкального порядка" происходит на осно*, ве грамматических норм, установленных в рамках эти поэтик. Это вписывается в общую ситуацию, складывающуюся в эпоху, обостренно ставящую проблему языковой и художественной коммуникации, направленную на создание „универсального языка".

Любая репрезентация – и „свободы", и „порядка" – предполагает активное конструирование, причем ограничение „музыкальной свободы" правилами „порядка" оказывается мнимым: „порядок" и „свобода" соотносятся индивидуально – композитор каждый раз заново выстраивает музыкальный мир. Это требует огромной ответственности в выборе музыкальных средств, описанных в поэтиках или отработанных на практике.