Литургический жанр, олицетворяющий „первую практику",’ наиболее отдаленный от драматизма, живописности, вырази-1 тельности „новых стилей," – месса. Само ее назначение препятствует проникновению в нее светского начала, раскрытию темы „мира и человека". Однако на практике этот жанр активно трансформируется» все сильнее уклоняясь от норм „старинного стиля". Альтернатива возникает уже в XVII в.: рядом с полифонически-хоровой, удерживающей традиции Палестрины, развивается месса „в концертирующем стиле",

I т. е. использующая кроме хора также солистов, генерал-бас, « различные инструменты. В это время мессы „в старинном I стиле" представлены в творчестве композиторов римской школы (Дж. Ф. Анерио, Дж. М. Нанино, Ф. Сориано), у К. Монтеверди. В „старинном стиле" писали некоторые француэы (в основном в провинциях), к нему обращались компози- I торы Германии и Австрии, Богемии и Польши. Самыми консервативными считались Испания и Португалия, однако даже в контрреформационной Испании параллельно с традицией Виктория существовали мессы „в концертирующем

И стиле". Концертирующий стиль предельно выражен в ,Missa I ilominicalis" (1602) Л. Виаданы. Камерное звучание характерно для Мессы (1630) А. Гранди, устремившегося в сторону „кантаты", для Дж. Кариссими („Missa a tre" -1665-1666),И. Ф. Мерупы.