Остановимся на проблеме организации кантатной композиции в эпоху позднего барокко. Крупнейший теоретик баховской поры, известный проповедник Эрдман Ноймайстер установил и рекомендовал для церковной кантаты определенные формы (в частности, форму da capo) и стихотворные размеры. Ноймайстер, по словам Г. Штиллера, явился основателем нового стиля и целой .

Под воздействием „реформы Ноймайстера" развивалась вся немецкая кантата XVIII в. На тексты Ноймайстера писал И. С. Бах, связанный с ним взаимной приязнью и высоким почтением. Размышляя о соотношении арии и речитатива, Ноймайстер опирается на категории эмблематики. Он упоминает о том, как его предшественники „употребляли сентенцйи и нравоучения по образцу арии». „Такое, – замечает Ноймайстер, – теперь у всех на слуху, а поэты обдумывали перед тем, как изобрести удобный речитатив, то, когда и после чего должна быть введена сентенция, на месте

которой будет помещена ария". Это соотношение арии и речитатива соответствует в театральном искусстве эпохи барокко разворачивающемуся действию и подытоживающей его эмблематической „подписи". Сентенции, найденной , метафоре и аллегории уподобляет арию и другой оперный теоретик, Хунольд (к его текстам, кстати, тоже обращался И: С. Бах).