Кроме описанных приемов обработки хорала немецкие мастера выработали еще несколько принципов: возвращались к старинным идеям, в частности к „формальному канону", применяли новейшую технику. С различными комбинациями „старого" и „нового" в хоральных обработках связано появление многочисленных жанровых гибридов: „концертного хорала" и „хорального концерта", „хоральной монодии" и „монодийной арии" и др [318]. „Старое" и „новое" в этих сочетаниях могло обладать равной силой, могло оказаться главенствующим либо подчиненным. Качественно новой ступени достиг И. С. Бах. Он отобрал, переделал, синтезировал различные составные гибридных жанров и форм. Мотетные и концертные идеи, хоральные и фугированные решения, изысканное письмо и простое хоральное изложение органично вошли в его „мотеты", „концерты", „кантаты".

Различным образом соотносят „старое" и „новое" в мотетах, написанных „в манере Виаданы" (напомним, что у самого Виаданы были и более, и менее радикальные решения). Так, „солирующие концерты" Дж. Ф. Анерио напоминают сценические произведения (см. пример 98). Манера И. Г. Шейна („Новый небольшой труд", ч. II, 1626) близка к камерному музицированию с привкусом незатейливых бытовых жанров, а „Маленькие духовные концерты" (1636, 1639) .