Странности, „жесткости" новой диссонантной гармонии стали традиционными во французской музыке, к ним обращались и композиторы, связанные с итальянскими барочными влияниями, и представители „барочного классицизма", „Злоупотребление тритоном", темы, основанные на техники „обмана", „неправильные" сочетания мы находим у авторов, придерживающихся разных установок (см. пример 66а, б, в). Уникален по диссонантной остроте гармонический язык сонат Доменико Скарлатти. Многое в гармонии Скарлатти (запретные параллелизмы, последовательно примененные

аччакатуры) объясняется требованиями инструмента. Клавирное звучание Скарлатти впитывает в себя манеру органа, гитары, а также оркестра. Очевидны и воздействия испанских танцевальных жанров [149; 310]. Но интересно не только это. Ученик Скарлатти, Антонио Солер создал учение о модуляции (трактат „Ключ к модуляции", Мадрид, 1762) на основе „причудливой гармонии" своего учителя. Трактат падре Солера – поразительная смесь консервативности, полемики и новаторства. Солер не пользуется катеЬориями функциональной системы, ссылается на Д. П. Чероне (трактат 1613 г.!) и на Царлино, что выглядит анахронизмом. Солеру чужда новая аккордовая концепция – к примеру, у него ни встречается понятия септаккорда. В основе системы – прочтение вертикали как суммы’ интервалов. Здесь Солер придерживается либо старинных контрапунктических учений, либо правил генерал-баса. В то же время • его трактат отражает самую „модернистскую" практику – Д. Скарлатти и Самого Солера. Наиболее интересна X глава „О гармонии и модуляции". Солер различает два типа модуляции – „медленную" и „быструю" (то есть постепенную и внезапную) и рассматривает технику „быстрой модуляции".