Неоднократно возвращается Шютц к слову „порядок" – и „настоящая основа контрапункта", и перечисленные приемы, обеспечивающие ее, – все служит установлению „должного

порядка" в композиции.

Категория „полифонии" охватывает не только полифонические формы и различные виды контрапункта – „полифония" непосредственно связана с представлением о главенстве единого над многим, создает это единство. Недаром И. Н. Форкель настойчиво подчеркивал роль контрапункта в музыке И. С. Баха: „С помощью этого искусства он учился выводить из одного данного предложения целую последова 5 Fugae simplices, inversae, mixtae – простые, смешанные, обращенные фуги (т. е. имитации); Contrapunctum duplex – двойной контрапункт; Differentia styli in arte musicae diversae- различение стилей в разном музыкальном роде; Modulatio vocum – соразмерность голосов (т. е. их правильное сочетание; .^согласие"); Connexio subjectorum —соединение субъектов (т. е. „тем", „мыслей", „идей", положенных в основу композиции); Dispositiones Modorum — распределение ладов. Предисловие к .Духовной хоровой музыке" приведено в издании: Schutz Heinrich. SammUiche Werke. Herausgegeben von Ph. Spitta. Bd. 8. Leipzig, 1889.