Возможно, эти изыскания были обусловлены и общей языковой направленностью деятельности Кирхера: известно, что он занимался сравнительным изучением языков („Ars magna sciendi", 1669).

Образец барочного синтеза искусств – изобретенный А. Вивальди жанр „наглядного сонета". В своих инструментальных концертах, имеющих программные подзаголовки, он использовал сонеты (некоторые из них сочинял сам), разъяснением которых служила музыка. Не только возможности концертного состязания – игры-борьбы тутти и соло, не только возможности инструментов интересовали композитора. Демонстрировался образ, запечатленный в сонете: над разделами концерта подписывались строчки, изображать которые была призвана музыка. Такой сонет положен в основу его концерта „Весна" (см. пример 21а, б, в)7.

Длительная традиция сопутствовала музыкальной передаче „пения птиц". Капризная игровая разработка, тонкая метрическая и ритмическая игра окружают «Каприччио на „ку-ку"» Фрескобальди. Изысканная полифоническая ткань противопоставлена бесхитростному кукующему мотиву – сопрано остинато (см. пример 22а, б, в). „Искусственный порядок" и „естественный", природный мотив сведены здесь воедино. И совершенно иная задача решается в клавирной шутке -

скерцо Б. Паскуини „Кукушка", написанном, вероятно, в середине XVII в.