Изображение круга в музыкальной композиции эпохи барокко преследовало несколько целей. Круг служил знаком завершения, окончания, исчерпания композиции, пределом выстроенного музыкального космоса. Мелодические фигуры круга или двух обычно зеркально симметричных полукружий, завершенных, как правило, унисоном, – знаменовали законченность, единство. Эти фигуры используются во многих инструментальных сочинениях И. С. Баха (см. пример 46).

Идея круга внушается в фуге из Четвертого мотета И. С. Баха: слушателя буквально преследует ощущение непрестанного кружения, бесконечного остинато. Как достигается этот эффект? В фуге отсутствуют цезуры, каденции, интермедии – вообще все, что давало слуху зацепку для остановки, делило и расчленяло форму. Тональный план также заключен в круг, из которого нет возможности вырваться: это неуклонно возобновляемая последовательность „ А – Е – D – А". „Круговая форма" фуги задается хоралом: начиная со второй строфы повторяется весь ход предшествовавшее „развития" (о развитии можно говорить лишь условно, ибо нет выхода куда-то вовне, все сводится к возобновлению изначальной данности).