Священные симфонии насыщены внутренним или открытым драматизмом, они перерастают в сцены. Шютц прибегает к смелым перестройкам словесного текста, переводит косвенную речь оригинала в прямую, использует обильную I звукопись, фигуры повторений и даже инструментальный комментарий [109].

В творчестве Люлли мотет – простая проекция балетного или оперного жанра. Многохорные эпизоды в его „мотетах" антиполифоничны, композитор ограничивается неточными ритмическими имитациями хоров, его не смущают даже бездумные удвоения. Люлли прибегает к самым лапидарным средствам – контрастам соло, ансамблей, групп и тутти. Однако некоторые формы и приемы, характерные для его разных жанровых решений, оказываются весьма плодотворными: прежде всего это касается инструментальных симфоний и средств интонационного объединения разделов, которые используют позже Пёрселл и Гендель. В целом у Люлли идеи новых жанров полностью подавили старую – мотетную – основу.

Значительный историко-культурный синтез осуществлен в антемах Пёрселла. Традиции „старого мотета" и „нового концерта", римского и венецианского полифонического письма, мадригала и оперы, французского балета и английской народной музыки, протестантской церковной песни и монодии – таков его диапазон.