В другой музыкально-риторическая иллюстрация: фигура „katabasis" („нисхождение") сопровождает слова „надежда идет ко дну" (IV ч.). Эмблема Надежды – якорь, эту аллегорико-эмблематическую связь передает музыкальное изображение" (надежда-якорь идет ко дну- „katabasis"). Бах, таким образом, соединяет между собой иприационные циклы на эмблемы в кантате № 60 и подчиняет эмблематическую образность теме „четырех последних пещей", аллегориям Вечности, Странствия, Бренности.

Другой источник эмблематических воздействий на музыку следует искать в драматическом искусстве. „Мировой театр" существовал в виде эмблематического театра. „Театр аффектов" – тоже. В иконологиях и эмблематиках существова- пи особые эмблемы аффектов. Строгие соответствия, перевод «ффектного сообщения в сценический и зрительский план осуществил Ф. Ланг, а вслед за ним и многие другие теоретики. Аллегории обладали строго зафиксированными признаками, атрибутами, по которым их различал зритель [117,196]. Это соответствовало уже упомянутой тенденции к абстрагированию и конкретизации. Эмблематическая зримость аффектов внушается читателю уже титульным листом трактата Ланга.

Воздействие „эмблематического театра" на музыку было разнообразным: музыка иллюстрировала словесные изображения эмблем, воспроизводила структуры, типичные для организации драматического действия.