Кладя в основу формы фуги хоральный напев, Бах заботится о том, чтобы в нем содержалась повторность, 3 Согласно античным учениям, „единица числом не является"; по определению античных математиков, „точка – это единица, наделенная положением", „то, что не имеет частей".

поэтому из многих вариантов церковной песни „Warum soil! i_ch mien gramen" он выбирает тот, где есть возвратение материала, при этбм вольно обращаясь с мелодией, последние ее фразы транспонированы.

Бах нарушает правило обработки хорала, согласно которому „не дозволяется транспонировать какую-либо строку cantus firmus’a в другие строи" [155, 219]. Зачем Баху понадобилось нарушать это предписание? Допущенная „вольность служит идее круга: если бы заключительная фраза песни осталась без изменения, возврат старого материала в фуге был бы затруднен, круг бы не замкнулся (см. пример 49).

Идея круга претворяется также в темах фуги: они начинаются с одного звука (унисонная символика!) и движутся) навстречу друг другу, словно устремляясь к центру.