Дуальное членение мира, типичное для барочного театра, находит выражение в противопоставлении аллегорий, в последова

тельном введении в повествование все новых и новых антитез. Перечислим главные антитезы кантаты: борьба, сражение – помощь, мука – утешение, грех – очищение (И часть); страх смерти-помощь провидения, слабость веры – поддержка Бога, могильный ужас – мирное пристанище ненавистная смерть – блаженство, ужас смерти – тело без страха, гибнущая – воскресшая надежда, вечная гибель – успокоение во сне, земной тлен – духовная радость  (части). По мере развития действия цепь антитез становится! все более разветвленной, напряжение неуклонно усиливается. Это предопределено общей логикой аллегорического! действия, в которое вводятся все более важные темы и где! делаются все более значительные выводы. Узел, завязавшийся в I части, – страх вечности и надежда на спасение. Тема страшного суда лежит в основе II части. На кажды тезис Страха Надежда отвечает антитезисом. Наиболее сложная IV часть: речь в ней идет об адской погибели или райском блаженстве. Надежда умолкла, и Страх начал свою речь со слова „смерть". Ее первый вывод:, „Надежда идет ко дну". Второе рассуждение – образчи’ барочной дидактики об ужасах ада и возможности погибел!

Третий раздел ставит главный вопрос: „Если я умру сердцем, будет ли уготовано мне блаженство?" – вводится тема бренности, тщеты человеческого существования. Три этапа морализирования разделены тремя вступлениями нового персонажа-аллегории: Голоса Святого Духа (Бах прибегает к троичной символике).