Противопоставление сольного (камерного, ансамблевого) и хорового письма, соответственно – арии и фуги, намечающейся в условиях „смешанного жанра", I определяет постепенную трансформацию мотета. Один путь I ведет к арии, камерному вокальному ансамблю в концерти „Полный" антем („full-anthem") до Пёрселла писался для хора; его

исполнительский состав использовался целиком на протяжении всей компо-

зиции. В ,стиховом антеме" („verse-anthem") части текста поочередно

I исполняли хор и солисты. Поначалу „стихи" были чисто вокальными,

I со временем их стали писать в концертирующем вокально-инструменталь- ном стиле [460, 10].

По свидетельству Квантца, в его время в Италии мотетом называют латинскую духовную сольную кантату, которая состоит из двух арий и двух речитативов. Эта линия целиком связана с „театральным" стилем – и в XVIII в. происходит

разрыв со старинными традициями. Другая берет исток в венецианском концертировании. Она также устремлена от мотета-концерта к кантате, но в большей мере обязана „старинному стилю", фуге, хоровому письму. Результат – хоровая кантата.