Если сравнить с кантатой № 4 Баха ее вероятный прототип – И. Пахельбеля ..Christ lag in Todesbanden", обнаружится, что Бах усилил антитезу „связанного церковного" и „концертирующего стиля", намеченную Пахельбелем. Ощутимы воздействия кантаты Д. Букстехуде „Jesu, meine Freude" на одноименный мотет Баха. И в этом случае Бах доводит до совершенства „идею порядка", основываясь на принципе симметрии. Он преодолевает фрагментарность и разрозненность, пестроту и „хаотичность" новых форм. Специфика „баховского синтеза", думается, во многом определяется именно систематичностью и строгостью в применении самых содержательных „форм порядка".

Действие антитезы, как правило, охватывает несколько уровней музыкальной композиции: от небольшого фрагмента до целого. Например, в двухчастном „маленьком духовном концерте" Шютца „Himmel und Erde vergehen" (т. 1, № 19) этот принцип выявлен в двух планах формы. На антитезе оснонан словесный текст: „Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут" (Лука, 21, 33). Ключевой смысл I части запечатлевает музыкально-риторическая фигура „catabasis", на высшем композиционном уровне действует фигура „antitheton", | которой подчинено фактурное развитие концерта (восходящий порядок вступлений голосов в начале цервой части и нисходящий – в начале второй). Своеобразная риторизация Музыкальной формы также связана с идеей зеркальной симметрии.