Идеальный, сознательно реконструируемый стиль – „старый", „старинный" (основные варианты названий „stile antiсо", „stylus ecclesiasticus", „stylus a cappella", „stylus praene- dtinus", „stile alia Palestrina", „pranestinischer Contrapunctstyl", „Stylo osservato о sia Palestrina", „stile ecclesiastico", „Kirchen- Styl", „Capell-Styl", „Contrapunct-Styl", ets.). Он соответствует первой практике Монтеверди, „строгому стилю" у Бернхарда, Частично – „церковному стилю" у Скакки и других теоретиков. Признаки этого старинного стиля сохранились и в музыке позднего барокко. Это доказывает, что „первая метода" обладала на всем протяжении эпохи не меньшей влиятельностью, чем новые идеи.

Атрибуты „старинного стиля" – гаммообразное движение, опора на секунды в мелодии, линеарная выверенность и чистота гармонии, отсутствие инструментов или сведение их роли ко вспомогательной, мотетная техника, текучесть и замедленный ход времени. Среди образцов „старинного стиля" у Баха – второе Kyrie и Credo из Мессы h-moll, 6-голосный ричеркар из „Музыкального приношения".

В „старинном стиле" выдержано двойное фугато в Шестой мотете „Lobet den Неггеп, alle Heiden". Обращение Баха к „старинному стилю" связано с его постоянными штудиями теорий контрапункта.