Движение от одной антитезы к другой, наращивания связей и смыслов – вплоть до единого вывода – подчинено логике: основной текст – комментарий к нему – вывод. Такой ход развития был присущ разным источникам. Морализующий вывод предполагало аллегорическое действие, проповедь (вспомним, что для нее была также типична риторическая амплификация, нагнетание напряжения); древняя традиция учила, что „последнее слово в речи – самое важное" (Цицерон). Наконец, в сюжетном ходе „драм путничш ства" непременно подчеркивался конец.

Антитезы старого и нового, церковного и светскогй стилей и жанров, техники письма говорят нам о важной черте барочной поэтики. Специфический „искусственный порядок барокко" предполагает постоянное соотнесении изменчивости и устойчивости, равновесия и динамичностн, И здесь с особой силой проявляется агональное начало, прису« щее культуре эпохи.

Принцип игры Игровой принцип, столь значимый для барокко, оказывается весьма действенным в стилевой и жанровой системе. Даже при открытой ориентации на ту или иную зону в культуре, даже при сознательном выборе „старой" или „новой" модели добиться полной „чистоты" стиля не удается ни одному художнику.