Приведем схему пропорциональных соотношений между частями старинной двухчастной формы в этих циклах ( отмечены те формы, в которых нарушены эти пропорции):

Раздел ,,ai/d", совмещающий репризу и продолжающееся развитие, уравновешивает предшествующее сквозное обновление.

Единство, число, пропорция – носители рационального начала в композиции. В одном из значений „ratio" совпадает с „proportio" – об этом говорит Кирхер в „Musurgia universalis" (1650), а позже – Вальтер в „Praecepta der Musikali- schen Composition" (1708). Античное учение о пропорциях наводит теоретиков на мысль, что ratio есть способность человеческой души управлять звуками, ratio связано со слухом, а также с правилами музыкальной композиции [198, 32-36].

В музыкальной эстетике барокко фигурируют понятия „ratio" и „sensus". Проследим их генезис. Рациональные основы композиции, о которых так много размышляют немецкие теоретики, непосредственно связаны со старинной триадой „intellectus – ratio – sensus". Различение „ratio" – vsen- sus" восходит к пифагорейцам. В гносеологии Фомы Аквинского акт познания осуществляется при помощи трех способностей разумно-познавательной души (mens). Высшая называется разумом (intellectus), ему подчиняется рассудок (ratio), на низшем уровне иерархии – внешние чувства (sensus) [175, 3671.