При этом они утверждают, что инструменты приводятся в звучание дутьем, как, например, трубы, шалмеи, флейты и органы, или биением, как, например, струны струнные инструменты, барабаны, тарелки, колокола. Однако если тщательнее вдуматься, то получается, что вообще все сводится к биению, ведь от биения (т. е. колебания — М. С.) и происходят все звуки. Мы же подходим здесь к определению или разделению инструментов сугубо по разнообразию порождаемых ими музыкальных форм. Среди них первенствуют струнные инструменты, к которым относятся псалтерий, китара, лира, сарацинская гитара и виела».

У этого выдающегося книжника логически-информативные потребности главенствуют над чувственными, и критерию «как звучит» Грокейо явно предпочитает критерий «что звучит». Поэтому в его ценностной классификации первенствует виела, обладающая наиболее обширными мелодическими ресурсами. И даже трубы с барабанами значительно уступают виеле, хотя и, по его признанию, сильнее воздействуют на людей во время всевозможных празднеств и состязаний.

Интеллектуальная позиция Грокейо самобытно выразилась в утверждении в качестве ценнейшего инструмента не арфы и даже не трубы, как в обычных средневековых иерархиях, а именно виелы. По его мысли и подлинно профессиональный менестрель, «хороший мастер сыграет на виеле любой кант, любую шансон и любую музыкальную форму вообще». Если виела может все, следовательно, она и включает в себя всю иерархию, «потенциально содержит в себе все инструменты» и способна представлять весь их репертуар. С другой стороны, блестящий колорит и звуковая мощь инструментов «гросси», всегда мгновенно воздействовавших на средневековую толпу, оставляют Грокейо равнодушным.