Интересен загадочный неподтекстованный мотив, трижды внезапно вторгающийся в напев песни «В герцогстве нормандском» (Байе, № 3). В жанровом отношении эта шансон служит одним из немногих сохранившихся образцов той самой репортерской роли ме-

нестрелей-вестников, о которой часто упоминают без конкретных примеров. Менестрель не мыслил свою деятельность хрониста в отрыве от музыкально-поэтического творчества, хотя многое был вынужден делать второпях, используя ходовые приемы. Поэтический текст здесь представляет собой смесь уголовной хроники и жалобы на охватившие Нормандию трудные времена (бедствия периода столетней войны). Текст рефрена в этом виреле обрисовывает общую ситуацию: «В герцогстве Нормандском свирепствуют грабежи, и до того уж они участились; хоть бы принес Господь умиротворение, а то всем нет житья, хоть беги из собственного дома». Далее в строфе повествование развернуто конкретнее: «Что до меня, так я здесь больше не останусь, ведь никакой от них передышки, то и дело наведываются, грубо и жестоко домогаются всего, чего уж совсем не осталось, и нам же при этом тумаков надают, да еще и требуют приветствий: пожалуйста, мол, добрые сеньоры, берите все, что имеем». В мелодии немало типизированных оборотов-клише, встречающихся и во многих других «простецких шансон» этого же сборника:

Чередование ходовых фраз, тривиальных для монодии того времени, прерывается, однако, энергичным мотивом-ритурнелем, облик которого резко отличается от контекста.