Термин «орнаментированное пение» (cantus coronatus) был во времена Грокейо общепринятым, поэтому он обходится кратким по

яснением: «Орнаментированное “коронованное” пение некоторыми упоминается как простой (т. е. одноголосный и поэтому сольно украшаемый — М. С.) кондукт. Мастера и ученики, под стать красоте его слов и напева опевают украшениями его тоны, как во французских песнях “Словно единорог” или “Когда соловей”. Такое обычно слагается у королей и дворян и поется перед королями и властителями страны, дабы в их душах пробуждать храбрость и отвагу, великодушие и щедрость, ибо все это помогает хорошо управлять. В таком канте в такой манере поется о приятных и возвышенных вещах, как например дружба и любовь, и образуется он сплошь из полных перфектных [ритмических] групп».

Приведенные у Грокейо стиховые зачины двух образцов «орнаментированного» пения и двух — «куплетного» принято относить к сохранившимся «труверским» песням с тем же началом в тексте. Современные комментаторы глубоко озадачены при этом явной типологической малоразличимостью полученных примеров на разные жанровые группы. Ведь эти четыре песни не только дошли до нас как часть единого репертуара одних и тех же монодических памятников, но из них два разных примера отсылают даже к одному автору: «кантус ко- ронатус» «Словно единорог.» и «кантус версуалис» «Запою, не удержусь.» — это песни Тибо Шампанского, которые только у Грокейо разведены по разным жанровым группам. Мотивы такой дифференциации, по-моему, следует искать не в самих песнях в том виде, как они нотированы, и не в жанровых различиях, а в существовавших тогда традиционных критериях отбора песен для их орнаментированного варьирования при пении.