Поэтому, когда в средневековых повествованиях сообщается о менестрелях, играющих каролу, то способы их игры можно частично восстановить. Одну из версий исполнения инструменталист ныне мог бы предложить, колорируя этот напев с помощью мигрирующих формул из эстампи. Ниже в примере даны параллельно: а) фрагмент упомянутой каролы (в реконструкции Фр. Геннриха); предлагаемый мной вариант ее диминуирования:

Профессиональное импровизированное глоссирование наверняка подразумевалось при большинстве упоминаний жонглерской игры. Однако если виртуозная выделка сочетаний из украшающих формул

всегда требовалась, то не совсем ясно, как играли на виелах, например, эстампиду «Начало мая» те два жонглера, о которых рассказал биограф Раймбаута де Вакейраса. Если звучало только то, что дошло до нас в рукописи, то получается, что жонглеры играли либо поочередно (но об этом ничего не говорится), либо в унисон (а это технически почти невозможно, да и звучало бы неинтересно). Но сложная мелизматика эстампи предназначена явно для солиста, и если к нему присоединились другие, то вовсе не с безумным намерением попасть с ним в унисон в его быстрых пассажах, а с более естественной задачей. X. Хайде вполне справедливо считает, что эстампи могли исполняться с добавлением трубы, играющей бурдоны; и приводит примеры своей реконструкции такого импровизированного двухголосия. В подтверждение можно вслед за ним сослаться на редкий образец записи шпильманского ансамблевого музицирования XIII в. из оксфордской рукописи.

Основная мелодия помещена здесь в среднем голосе, а верхний бурдонный тон наверняка исполнялся. О добавлении бурдонирующих тонов при игре эстампи очень осторожно пишет и Ф.Крейн, по традиции явно подразумевая даже под столь элементарной полифонией нечто более сложное в сравнении с монодией.