Выбор Иоанном де Грокейо для специально обозначенной им жанровой группы только этих двух структур не мог быть просто результатом его фантазирования, вне связи с реальными песнями.

Действительно, проанализировав все напевы «труверских» песенных сборников, а также всех старопровансальских песен, мы обнаружим в них, судя по всему, лишь те же две структуры, т. е. либо повторную (балладную), либо сквозную.

На это совпадение внеэпических форм группы cantus в напевах, на которые указал Грокейо, с преобладающими формами напевов «трубадуров и труверов», насколько мне известно, еще никто не обращал внимания. А ведь в таком случае получается, что классификация музыки vulgaris у Грокейо отражает реальный, известный нам типологический рельеф дошедших до нас памятников светской песенности в целом и даже самих способов их записи.

Жонглерское творчество как явление культуры при всем единстве его устной поэтики было типологически многообразным. В самом общем плане в нем можно выделить: 1) сферу индивидуально-автор- ской виртуозности (как инструментальной, так и певческо-поэтической), особой степени утонченности в личностной поэзии, поющейся в виде орнаментированной свободной речитации; 2) популярную сферу, связанную с близкой фольклору рефренной песенностью, обрядо- во-игровыми сопоставлениями припева со строфой, танцевальными формулами в наигрышах и инструментальных импровизациях.

Здесь первая сфера — куртуазно-менестрельная, или группа cantus («искусного пения») по Грокейо. Конкретно («материально») она представлена образцами героического эпоса и большинством памятников песенной лирики, представленной во Франции и Провансе напевами в «сквозной» либо «балладной» форме.