Таково, например, распоряжение Эдуарда II шерифам Лондона (провести в жизнь запрет городским менестрелям являться более чем по трое или четверо в день в дома знатных лордов без специальной на то просьбы, причем менестрелям предписывалось «довольствоваться теми мясными блюдами, выпивкой и вознаграждениями, которые лорд им соблаговолит предоставить, и не вымогать ничего сверх того». В реальности, однако, могли быть иные ситуации, когда инструменталист, честно обслуживший застолье, был обманут и лишен вознаграждения. По сюжету английского средневекового романа «Ричард Львиное Сердце» на пирушке оказался музыкант, предложивший свое профессиональное искусство — «менестрельство», но, отработав, он остался ни с чем, потому и осудил обидчиков: «Вы люди злобные. Вы же мне ни жаркого, ни выпивки не уделили, а ведь джентльменам подобает <.> жаловать менестрелям еду, вино и пиво».

Бесправие менестрелей — тема ходовая и многократно прокомментированная в литературе. Социальная защита была артистам остро необходима, добиваться ее нужно было упорно, изобретательно. Магистрат, например, мог постоянно содержать, как правило, не более четырех-пяти пифаров-сторожей, поэтому большинству инструменталистов оставалось искать другие возможности, наиболее благополучными и желанными из которых были две: 1) служба под покровительством влиятельного хозяина — короля, герцога, графа и т. п., — ограждавшая от материальных невзгод, но все же — не от хозяйского произвола; 2) объединение в самостоятельную корпорацию по модели ремесленных цехов.

Для феодала XIV в. профессиональное мастерство менестреля стало особенно высоко ценимым атрибутом роскоши.