Праздничные поездки по воде или на санях, церковные процессии и праздничные проповеди, цеховые пиршества, состязания стрелков или рыбаков, городские балы и маскарады, праздник урожая, семейные вечеринки, крестины, похороны, бюргерские и крестьянские свадьбы, сооружение виселицы, публичные наказания и казни, школьные праздники, университетские торжества (получение ученой степени, магистерское пиршество, студенческое факельное шествие в честь знаменитого профессора), представления мистерий, комедий, мираклей. Гамбургское городское право (1497) установило за правило игру трубачей, шествующих впереди и позади проводимого преступника. В Нюрнберге в XVI в. городские пифары были обязаны играть каждый раз, когда на виселице появлялся новый повешенный.

Если в праздничных и торжественных ситуациях пифары обладали большой степенью свободы в выборе материала, в характере музицирования, то будничная служба требовала жестко регламентированного прикладного звукового оформления, а не новотворчества. Это прежде всего относится к так называемым башенным музыкантам, т. е. принятым на городскую службу в качестве пифаров-сигнальщиков, сторожей, дабы на башне или колокольне регулярно «играть часы» (сигналы времени), оповещать о прибытии знатных гостей, либо о пожарах, нападениях и других опасностях. Эту задачу — больше акустическую, чем художественную, — городской пифар-мастер («принципал») чаще поручал своим ученикам или подмастерьям212.

Колорит средневекового города, его ритуальный календарь, бурное становление самобытной культуры, его ясно различимые шумы и ритмы — все это немыслимо без менестрелей, ранее попадавших в города лишь ненадолго, по особым поводам, а с конца XII в. составивших постоянную группу среди горожан, неведомую ранее категорию городских пифаров.