Необходимо определить постоянные, самобытные свойства его интонационности как таковые, отделив их от первично фольклорных, а также от письменно-композиционных мелодических моделей, либо от специфических мелодий с элементами григорианского (гимнографического и т. п.) влияния.

Самобытно-менестрельными можно считать такие напевы, которые в современных исследованиях называют популярными, выдержанными «в народном духе» в отличие от явной утонченно-куртуазной монодии и от григорианики. Такое типологическое разделение репертуара старопровансальских и иных средневековых песенников стало результатом открытия, осуществленного и изложенного в 1959 г. И.Англесом, обнаружившим здесь гораздо больше «напевов в народном духе», чем предполагалось. Свое открытие испанский ученый справедливо считал настолько революционизирующим, что осмысление и практическое использование его результатов он ожидал лишь в далекой перспективе. Благодаря его работам выясняется, что даже менестрельно- куртуазная сфера старопровансальских песенников не была стилистически однообразной, а испытывала мощное влияние рефрен- ной (популярно-менестрельной) песенности, вплоть до фольклорной, что говорит о сложности и одновременно о типологической взаимосвязанности всех групп жонглерской (и близкой ей ) монодии.

И. Англес опубликовал некоторые мелодии, относящиеся по его теории к типу popular в своей, «более естественной» транскрипции.

Ритмические возможности средневековой записи видны при сличении оригинала с существующими ныне транскрипциями. Например, мелодия эстампиды «Начало мая», подтекстованной, как рассказано в соответствующем «разо» (см. предыдущую главу), жонглером Раймбаутом де Вакейрасом, была воспринята им на слух от двух других жонглеров, игравших на виелах. Факсимиле оригинала эстампиды помещено в статье Фр. Геннриха.