Поражает популярность этого напева на протяжении веков, отразившаяся в «перепевах» и вариантах — устных и письменных. Так, предполагается, что этот напев послужил оригиналом для последующей северофранцузской переработки (контрафактуры) в виде песни «Вечно вздыхаю» (ее начало см. в примере И).

А традиционную каталонскую песню «Цветок Вилабертрана» Ф. Пухоль и И. Англес считают современным устным реликтом той же эстампиды.

Уже в записи этого напева заметно естественное дыхание, не стесненное тактовой системой, чувствуется свобода орнаментирующих фигур, которые, могут быть и реликтами импровизаторских глос (виртуозных распевов) хугларских времен. Аналитическая и исполнительская реконструкция зстампиды «Начало мая» могла бы включать внедрения свободных диминуций, в том числе подчеркнуто инструментального характера, в духе тех виртуозных приемов, которыми наверняка пользовались жонглеры, игравшие ее на виелах. Первый известный нам теоретический источник по возможным здесь импровизированным добавлениям принадлежит Иерониму Моравскому, современнику Грокейо (XIII в.). Его положения, а также другие источники по орнаментике и диминуциям в инструментальной музыке Средневековья проанализированы в превосходном исследовании Т. Макги «Средневековые инструментальные танцы». Образцом для таких колорирующих вставок могли бы послужить мелодические формулы и варианты тех же инструментальных эстампи, например, из рукописи Lo.

Вместе с тем наиболее общие внутримузыкальные закономерности, свойственные устным культурам всех времен, проявляются, в частности, и в том, что гораздо большее место колоратурные вставки- диминуции занимают в относительно неторопливом, рапсодическом и протяжном пении, чем в напевах бойких, быстрых, пронизанных танцевальными ритмами.