Перегруженные множеством прикладных функций — будничных или торжественных, ежедневных или чрезвычайных, — предельно социологизированные, привязанные к политико-экономическим демаршам города и двора, пифары не упускали, однако, и возможностей свободного музицирования, игры в усладу ценителям их искусства. Поначалу это осуществлялось большей частью лишь в домашних ситуациях, в игре по заказу богатых семей (на банкетах и т. п.).

А к концу XV в. в обязанности, например, фламандских городских шпильманов (в Антверпене — после 1483 г.) входило в ежевечернее ансамблевое выступление в ратуше или перед ней. В Монсе шпильманский ансамбль должен был публично музицировать дважды в день — в 11 и в 18 часов. В Брюгге давней традицией была игра пифаров по воскресеньям с утра на ратушной площади, а вечером — в церкви после службы.

Перечень муниципальных установлений в отношении своих пифа-ров повторялся в большинстве городов и сохранился до XVII века, например, Малин (Фландрия) имел такие должностные предписания. Городские музыканты играют на цинках и других инструментах во время месс, отправляемых по распорядку и по заказам коммунальных магистров. 2. Те же музыканты устраивают совместную игру на шалмеях, трубах и других инструментах во славу города. Такое музицирование должно происходить по воскресеньям, субботам и по праздникам. Означенная игра длится полчаса, а именно с 11 до 11 V2 часов утра. Чтобы составить для публичного совместного музицирования хороший ансамбль, отменно слитный консорт, менестрели обязаны подчиняться и следовать указаниям интенданта, которого город для этого назначит. Помимо вышеназванных обязанностей менестрелям предписывается не менее двух раз в неделю собираться, дабы совершенствоваться в музыкальном искусстве.