Таков общий расклад наименований, условно принятый сейчас в инструментоведческой историографии, хотя мнения ведущих специалистов здесь расходятся до сих пор.

Виела — один из центральных атрибутов жонглерского искусства и музыкальной жизни Средневековья. Виелу воспел Иоанн де Грокейо, водрузив ее во главе инструментальной иерархии. До него о виеле и ее настройке писал Иероним Моравский, а впоследствии — Иоанн Тинкторис.

Придворные менестрели с виелами входили в состав свиты в поездках своего покровителя. Принимая при дворе гостя, его знакомили с искусной игрой менестрелей на виелах, обеспечивая ему тем самым изысканное развлечение.

Наконец, игра на виеле неотделима от искусства trobar, виела — это один из его символов и чуть ли не единственный инструмент, упоминаемый в старопровансальских жизнеописаниях.

Только утонченной игрой на виелах можно объяснить музыкальную атмосферу в тексте комментария к эстампиде «Начало мая» Раймбаута де Вакейраса. Приведу отрывок знаменитого «разо»: «В это время при дворе маркиза появились два жонглера из Франции, хорошо игравших на виеле. Однажды они играли эстампиду, которая весьма по нраву пришлась маркизу, кавалерам и дамам. Но Раймбаута ничего не забавляло; посему маркиз, заметив это, сказал: “Сеньор Раймбаут, что же вы не поете и не веселитесь, ведь вы слушаете столь прекрасную музыку виел  и лицезреете здесь такую красавицу как моя сестра — наиблагороднейшая дама на свете. Она и в услужение вас взяла!”. А Раймбаут ответил, что, мол, ничего не поделаешь. Маркиз же, догадавшись, в чем тут дело, сказал сестре: “Мадам Беатриса, хочу, чтобы вы из благосклонности ко мне и ко всем этим людям соизволили просить Раймбаута, — пусть он ради любви к вам и вашей милости развеется и обрадуется, примется петь и веселиться, как раньше”.