Как известно, независимый цех менестрелей — это особая средневековая юридическая единица, отличавшаяся не только от королевских музыкантов, но и от объединения городских пифаров.

Еще греко-римские мимы объединялись в «коммуны» и «коллегии» во главе с «архимимом», поэтому не существование цехов само по себе определяют специфику средневекового менестрельного социума, а их роль в сложной иерархии того времени, их своеобразное место в обществе, пронизанном корпоративностью. «Цех был политическим, профессиональным и религиозным объединением горожан. Он состоял из мастеров, подмастерьев и учеников. По истечении положенного срока подмастерье сдавал пробный экзамен продукции своего ремесла — шедевр, устраивал пирушку мастерам, откуда и пошло немецкое наименование этих ремесленных объединений, и переходил в мастера».

Менестрели переняли эту организационную модель, но само слово «цех» в шпильманской среде почти не привилось, здесь всем вариантам229 предпочитали наименование «братство», звучавшее респектабельнее для властей, особенно церковных. Еще безопаснее музыканты чувствовали себя в составе братства, если им покровительствует ка- кой-либо святой — часто это Св.Иов, жонглерский заступник — или Богоматерь, издавна считавшаясь «покровительницей всех лютнистов, барабанщиков, пифаров и фидлеров». Считавшийся некогда защитником странствующих людей вообще Св. Юлиан после 1321 г. стал покровителем парижских менестрелей. В той же функции значились в Льеже Св. Эгидий, в Хеннегау Св. Цецилия, в Антверпене Мария Магдалина, в Лондоне Св.Антоний, хотя основная масса верующих почитала этих святых вне всякой связи с музыкой и жонглерством. Имя святого покровителя — это всегда почтенная марка для братства.