Здесь скорее всего имеются в виду события 1450 г., осада Шербура и т. д. Мелодику таких шансон типизирует напев первого катрена:

Битвам, потрясавшим тогда Нормандию, посвящена патриотическая песня № 62 «Поверьте, мне не до забав, также

призывающая французов подняться на врага.

Эта шансон, конечно, отличается скупым отбором формул, ее напев выстроен из интонаций военных сигналов, а распевы вполне могли звучать и как простейшие ритурнели духовых. Простота и внутреннее своеобразие этой песни даже дали повод назвать ее «нормандской Марсельезой», а ее авторство одно время приписывали уже упоминавшемуся уроженцу Вира (Нормандия) Оливье Баслену.

Баслен прославлен как сукновал и вояка не меньше, чем как шансонье. Качество легендарности здесь уже не менестрельное, а иное, в большей мере связанное с жизненными коллизиями, чем с мастерством в искусстве. Баслен (подобно немецким майстерзинге- рам) славился у себя не как профессиональный артист, а как талантливый земляк, умеющий быстро ответить на запросы сограждан новой песней.

Возможно и многие напевы в сборнике Байе типологически стоят на грани профессионально-менестрельного и майстерзингерского. Но наиболее своеобразные из них представляются мне исторически запоздалой записью образцов индивидуальной популярно-менестрельной песенности, которая восходит ко временам Рютбефа, Грокейо или Тассина, когда она чаще фиксировалась лишь в виде зачинов или, в лучшем случае, цитат, чем в полном нотировании.

Помимо профессионалов-жонглеров в средневековой Европе повсюду — в деревнях и в городах, в постоялых дворах и замках — существовали носители фольклора, а также дилетанты, культивировавшие те или иные формы домашнего музицирования.