На критериях мастерства построена и темпераментно изложенная классификация менестрельного сообщества в уже цитированной «Жалобе» Гираута Рикьера, хотя эти критерии у него тенденциозно перемещены в сферу книжной поэзии.

Под внутрименестрельными организационными установлениями подразумеваются различные способы социального регулирования музыкантской практики в условиях средневекового города. Это либо независимые корпорации, либо городские музыканты, находящиеся на постоянной службе у магистрата.

Осев в городе и получив здесь заработок, менестрель включался в сложную структуру групповых и сословных отношений, занимал строго определенное место в городской иерархии. Счастливчики принимались в городские пифары — итал. piffari; нем. Pfeifer, Stadtpfeifer; англ. piper; нидерл. stadspijparen — таким в словоупотреблении того времени было суммарное обозначение либо игрецов на шалмеях и бомбардах (в отличие от трубачей), либо всех городских игрецов на духовых инструментах. Затем горожане привыкли к этой пугающе необычной братии, позволяли музыкантам приобретать в городе жилье, вводили для них договорные должности и даже как-то закрепляли их правовое положение. Заключая с музыкантом договор, магистрат гарантировал постоянное соблюдение минимальной нижней границы жалованья, а пифару вменялись все более многочисленные обязанности, перечни которых были в целом сходны в различных европейских городах с XIII по XVIII в. Городской пифар должен был играть на всех церемониях — торжественных и шутливых, устрашающих и увеселительных, — как, например, выборы бургомистра, приезд курфюрста, сложение полномочий городского совета, закладка первого камня будущей постройки, освящение нового здания, массовые шествия.