У менестрелей было неизмеримо больше разновидностей и наименований инструментов, чем у профессиональных музыкантов в классическом оркестре нового времени.

Среди причин этого — многообразие и пестрота средневековой народной культуры вообще; множественность различавшихся местных традиций; изобретательность в инструментостроении и нестес- ненность изготовителей каким-либо жестким международным стандартом; множественность вариантов в структуре, темперации, высоте строя и т. п. одних и тех же инструментов; обмен инструментами в менестрельных «школах», собиравшихся на пограничье культур; миграции инокультурного инструментария и отчасти его переимство европейцами в период крестовых походов298. К тому же на инструментальное искусство, на его внутренние тонкости еще не распространялось тоталитарно-абсолютистское и унифицирующее давление — как церковное, так и светское (в виде тенденции к официализации и централизации художественных вкусов). Вместе с тем отношение средневекового общества к музыкальным инструментам всегда было в какой-то мере социально обусловленным, хотя такой взгляд и не выстраивал весь инструментарий в постоянную, жестко сколоченную иерархию наподобие той, которую пытался реконструировать Э. Боулз. У В. Зальмена приведен английский придворный финансовый отчет о выплатах менестрелям, перечисленным там в недвусмысленно иерархическом порядке. Список возглавляют трубачи, ниже следует лютнист, затем игрец на ребеке и арфист, за ними — игрецы на виоле и сакбуте.