Городские магистраты вправе объявлять служилым музыкантам конкурсы на участие в увеселении гостей во время обедов, устраиваемых городом. В таких случаях шпильманы должны будут играть на инструментах, выбранных членами городского управления, будь то струнные инструменты, флейты либо иные. Магистраты были требовательны, зато давали пифарам финансовые гарантии. Во Франкфурте своим пифарам только за игру на свадьбе платили так: по 2 гульдена трубачам, 1 гульден лютнисту, по пол-гульдена виелистам и волынщикам. В Санкт-Галлене к 1490 г. трубач получал из муниципальной казны 18 гульденов в год, а два бургомистра — только по 10 гульденов.

Взаимоотношения менестреля с обществом в крупных культурных центрах и в богатых городах стали принимать договорно-правовые формы постепенно, под влиянием сложного узла исторических и социально-психологических причин. Поэтому сообщество «ранних» жонглеров еще несколько размыто. Это была скорее популяция, чем ясно очерченный клан. Однако именно рассредоточенность, «партизанская» подвижность бродячих менестрелей помогла культу

ре в целом выстоять под ударами власти и официальной идеологии. А удары были сокрушительными — от полных и частичных запретов на артистические ремесла до тайных нападений на жонглеров. «Саксонское зерцало», как известно, объявило шпильманов незаконнорожденными и лишенными всех прав; в швабских законниках оскорбленному шпильману разрешалось в ответ лишь ударить тень обидчика, а готландское право лишь тогда предусматривало возмещение наследнику убитого шпильмана, когда тот удержит на вершине холма за хвост молодую ретивую непривязанную корову.