В рамках III фестиваля, когда музыкальная обществен­ность и, в том числе, музыкальная школа г.Сморгонь, носящая имя выдающегося композитора, отмечали 160 лет со дня кончины его, состоялся «Вечер памяти М.-К.Огин- ского». По замыслу режиссера-сценариста в нем необхо­димо было воспроизвести среду, в которой рос и воспи­тывался Михаил-Клеофас, начавший с 18 лет свою поли­тическую карьеру. Здесь уместно дать «формулярный список», приведенный им самим: «Депутат сейма, член департамента финансов, чрезвычайный посол в Голландии, Посол с особой миссией в Англии, Министр финансов Литвы, солдат Польской революции, представитель польских пат­риотов в Константинополе и Париже и, наконец, сенатор Петербурга». К этому необходимо добавить — почетный член Ученого Совета Виленского университета, много сделав­ший для его научного и экономического процветания.

Все это свидетельствует об Огинском, как об одной из самых значительных фигур на рубеже XVIII—XIX столетий. Но нам Огинский интересен и дорог не только как поли­тический деятель и государственный муж, много сил, средств и творческой мысли вложивший в систему отече­ственного просвещения, но и как человек, сыгравший важную роль в развитии польской и белорусской музы­кальной культуры. 48 полонезов, вальсы, мазурки, мар­ши, военные песни; малые симфонические формы; ро­мансы и обработки белорусских народных песен, — вот неполный перечень жанров, в которые внес свой вклад композитор.

Показать его творческое становление представлялось возможным через общение с учителями и друзьями-музыкантами, композиторами. Его биография полна интерес­нейших подробностей об этих связях; его «Письма о музы­ке» позволяют глубже вникнуть в характер и особенности музыкальной культуры «блестящего века» — эпохи Про­свещения. Не случайно среди белорусских лесов возник удивительный «оазис» с классическим парком на англий­ский манер и «салоном искусств», куда съезжались не толь­ко музыканты, но и художники, литераторы из Петербур­га, Киева, Варшавы и многих европейских городов. Поис- тине очаг «семейства Аполлона» — «Полночные Афины»…

Детские и юношеские впечатления Михаила-Клеофаса почерпнуты им в доме дяди — композитора М.-К. Огин­ского, великого гетмана литовского. Его резиденция в Сло­ниме была одним из крупнейших средоточий культуры на территории Речи Посполитой. Здесь музицировали и тан­цевали, пели и играли в оперных спектаклях, осуществ­ляемых самим гетманом. «Только я и Руссо сами сочиняем музыку на свои тексты», — говорил он с гордостью. Все это убеждало в необходимости театрализации сценической композиции.