Из всего сказанного следует, что театрализованное пред­ставление на историческую тему предполагает использо­вание разнообразных выразительных средств, направлен­ных в совокупности на раскрытие режиссерского замысла номера, эпизода, представления в целом — яркого и точ­ного выявления сверхзадачи массового действа под откры­тым небом.

Ряд закономерностей определяют особенности подхода к созданию сценария и его последующего воплощения:

1) изучение крупнейших событий современной жизни города;

2) историко-литературное исследование как основопо­лагающий этап, предшествующий творческому процессу создания сценария;

3) составление хроники исторических событий;

4) отбор и подробное изучение наиболее значительных из них;

5) сочинение оригинальных текстов — прозы и стихов;

6) определение композиционных частей представления и единого режиссерского приема монтажа в решении ка­ждой из них (сценарно-режиссерский ход).

В предыдущих разделах теории и практики мы знакоми­лись с образной системой масштабных зрелищ в массовых празднествах под открытым небом. В настоящей главе об­ратимся к камерным праздникам и вечерам, проходящим на закрытых площадках. В частности, нас будут интересо­вать выразительные возможности сценического воплоще­ния празднеств локальной темы, к числу которых отно­сятся вечера-юбилеи. С этой целью мы рассмотрим несколь­ко сценических композиций, имеющих различную жан­ровую основу. Общие принципы отбора материала для соз­дания их сценариев не отличаются от тех, которыми руко­водствуется сценарист при подходе к действам на воздухе. Однако из поля зрения исключаются такие параметры, как архитектура и ландшафт, а особую важность приобретает сценография. Соответственно, в понятие «сценическая об­разность» будут включаться новые элементы.

В период подготовки вечера к 100-летию со дня рожде­ния Максима Богдановича важнейшей задачей стало объ­единить разные периоды жизни и творчества поэта, найти тот особый прием — сценарный ход, — который позволил бы достичь художественной целостности многочастной сценической композиции. Такой прием сформировался в кратких диалогах Максима с отцом и братом Петром, где давалась документально точная информация о времени и месте событий, роли в них поэта. Диалоги эти не выявляли семейные отношения, — они целиком касались его граж­данственных устремлений и творческих исканий. Эта сквоз­ная тема представления, его идейная направленность ре­шались в реалистическом ключе.