В кинофильме Эйзенштейна «Иоанн Грозный» (ч. 2-я) мы сталкиваемся с приемом «отмирания цвета» и наблюдаем цветовой конфликт как предощущение гибели князя Владимира (метафора: черная ряса, поглощающая золото парчи).

В спектакле Малого театра «Маскарад» (пост. Л.Варпоховского) развитие конфликта сопровождается проти­воборством двух основных музыкальных тем —«Пушкин­ского вальса» (тема Нины) и различных вариаций скерцо (тема света), которую неизменно поддерживает цветовая символика декораций.

В историко-художественном представлении на ста­дионе «Молодечно — 600» метафору каждого эпизода, от­ражающего историческую эпоху, обеспечивает борьба в музыкально-пластическом и цветовом решениях. Анало­гичный пример мы видим в театрализованном открытии на площади фестиваля «Голос детства».

Общий вывод: цветомузыкальный контрапункт — осно­ва метафоры зрелища, образное осмысление борьбы в нем.

Сценарий этого праздника создается, как правило, на историко-документальной основе, что, с одной стороны, роднит его с праздниками общественно-политическими, с другой — открывает его постановщикам широкие воз­можности в использовании самых разнообразных средств художественной выразительности, жанров, видов и форм искусства. Такой праздник сложен по своей структуре и несет ряд ярко выраженных функций. Главная из них — познавательная, связанная с историчностью темы. Она ак­тивизирует и нравственно-психологическую функцию, вос­питывающую чувство патриотизма, любви к своему горо­ду, ответственности за его дальнейшую судьбу, к которой каждый горожанин причастен своими делами.

Охват подавляющей массы горожан (в период подго­товки праздника-юбилея, а затем его непосредственного проведения) всеми видами художественного творчества, спортивными мероприятиями обусловливает глубокое воз­действие художественно-эстетической функции, опреде­ляя в будущем положительный эффект использования сво­бодного времени людьми разных возрастов, в особенно­сти — молодежью.

Наконец, в этом празднике в полной мере проявляет себя важная коммуникативная функция: неизмеримо воз­растают и укрепляются межгрупповые и межличностные связи населения города. Проявляется интерес одной об­щественной группы к деятельности другой или отдельных незаурядных личностей, особенно ярко раскрывших себя в праздничной ситуации, являющейся благодатной почвой для реализации многообразных возможностей человека.