Поэтому первым этапом работы становится отбор ис­торических фактов, который решают два момента: значи­тельность события и возможность его театрализовать (по­казать средствами массового зрелища).

Итак, исходная дата данного события — 1386 год. Именно в этом году князь Андрей Полоцкий приступом взял объ­ятую пламенем Дриссу, отбив ее у брата Ягайлы, и при­соединил замок и укрепления к Полоцким землям. Вклю­чение их в состав Московской Руси связано с политикой Ивана Грозного.

Так определились два исторических факта, которым не­обходимо найти условный зрелищный эквивалент: штурм замка войском Андрея Полоцкого и соглашение между литовским королем Сигизмундом II и Иваном IV о пере­даче Руси «повоеванных» ею земель, в частности Полоцка в 1563 году.

В дальнейшем весьма переменчивая судьба Полоцких земель как бы тормозится одной крупной вехой: 1772 год — произошел раздел Речи Посполитой, в результате Дрисса оказалась в составе Российской империи. Спустя 9 лет (1781 год) был утвержден герб города.

Через 40 лет Дрисса вновь становится театром военных действий, участником великого в истории России собы­тия — сопротивления нашествию Наполеона. С июля 1812 года в Подвинье развернулось движение белорусских пар­тизан, в их числе были крестьяне деревень Воронки и Михасинки Дриссенского уезда. Партизанское движение сыграло значительную роль в освобождении левобережья Двины от наполеоновских войск.

Затем еще одна героическая страница в истории Бела­руси и, в частности, Дриссенского уезда: участие кресть­ян в национально-освободительной борьбе. Ее возглавлял и направлял из Вильно Константин Калиновский (1863— 1864 гг.).

И, наконец, Гражданская война и установление в Дриссенском уезде Советской власти в январе 1918 года.

В начале Великой Отечественной войны Дрисса (с 1938 года — районный центр Витебской области) приняла на себя жестокие удары гитлеровцев. Документы утвержда­ют, что в Дриссенском и соседнем с ним Освейском рай­онах вместе с жителями сожжено 426 деревень, т.е. при­мерно 60% всех истребленных карателями населенных пунк­тов Беларуси. Размах партизанской борьбы, действий пар­тийного и комсомольского подполья, (прекрасно отражен­ных в экспозиции Верхнедвинского музея Великой Отече­ственной войны), продиктовали требование выделить этот трагический и героический этап в самостоятельный раз­вернутый эпизод сценария.

Его композиция вырисовывалась следующим образом: пролог, период Великой Отечественной войны и современ­ность. Теперь предстояло вычленить эпизоды и номера.