Думаю, что певческий праздник вообще такое мероприятие, что его надо готовить с особенным размахом. Да еще с таким запалом, чтобы многие вещи вокруг него окрасились в «песен­ный» цвет.

В качестве прочной традиции следует сохранить обычай, чтобы все дирижеры к последней песне собирались перед сценой. Так может происходить на всех всеобщих праздниках песни, на днях песни и на объединенных концертах. Чтобы слу­шатели и певцы могли им, как самым важным действующим лицам праздника, выразить непосредственную благодарность. А также для того, чтобы с дирижерами сводных коллективов делить и радости, а не только заботы.

Более ответственные произведения (а их следует исполнять) пусть исполняются уже заранее намеченными специальными хорами. Если это не удается на большой площади, то пусть их исполняют в концертных залах.

Закрытый стадион также не позволил бы морю звуков за­хватить слушателей — не было бы необходимой степени дина­мичности. Положение невозможно выправить с помощью ми­крофонов. Я сидел под самой «выхлопной трубой» громкогово­рителя — и мне не оставалось ничего другого, как без устали «восхвалять» богатырскую мощь современной техники. Притя­гательный тембр большого хора невозможно передавать через провода и жестяные трубы, которые, подобно сепаратору, от­нимают у исполнения сливки, а публике приходится удовлетво­ряться снятым молоком. Громкость достигается. А разве нельзя сделать хорошо поющий квартет с помощью усилителя более мощным, чем голос десяти тысяч певцов? К чему тогда эти лишние девять тысяч девятьсот девяносто шесть?

Основа певческого праздника состоит все-таки в самой про­грамме и в ее убедительном исполнении в наилучших акусти­ческих условиях.

Рьяные экспериментаторы — ищущие и находчивые литовцы организовали свой нынешний макроконцерт по-новому. На их певческой эстраде, точном слепке с нашей, был устроен кон­церт на открытом воздухе на определенную тему. Так как в этом выступлении было немало одно- и двухголосного пения и многие песни были проникнуты одним и тем же настроением, то литовцы набрели на мысль устроить театрализованный кон­церт. Он проходил поздним вечером, при свете множества прожекторов. Совместное воздействие оказывали сценическое оформление, краски, костюмы, полотна и платки, размещение и передвижение участников. Так как на орбите внимания был главным образом оптический результат, то несколько постра­дала компактность коллективного пения. Между каждыми двумя рядами певиц был помещен один ряд мужчин. Они на протя­жении всего вечера были на сцене. Почти незаметно между взрослыми пробрались дети. И когда затем в центре сцены певцы раздвинулись, подобно занавесу, на две стороны, мгно­венно открылась «новая краска» детской группы, и зрительно и в звучании. Передвижение перед сценой оркестра и других участников находчиво прикрывал ряд вращающихся щитов, на которых располагались отдельные буквы. Этот способ можем использовать на всеобщем певческом празднике и мы, чтобы вместе с песнями показывать эмблемы и даты соответствующих праздников песни.